Глава Воронежа Вадим Кстенин ответил на вопросы воронежцев в прямом эфире

Глава Воронежа Вадим Кстенин ответил на вопросы воронежцев в прямом эфире 21.10.2020 Сегодня, 21 октября, в 12.00 состоялся прямой эфир с мэром Воронежа Вадимом Кстениным в официальных аккаунтах правительства Воронежской области в социальных сетях.

В ходе эфира глава города ответил на самые актуальные вопросы воронежцев. Их пользователи социальной сети оставляли в комментариях под постом будущей трансляции. Ответы на вопросы, не попавшие в эфир, будут даны позднее – в виде комментариев непосредственно в соцсети.



«Берегите себя, берегите здоровье своих близких»

С этим призывом обратился мэр Воронежа Вадим Кстенин к горожанам сегодня, отвечая на вопросы в ходе прямого эфира в официальных аккаунтах правительства Воронежской области в социальных сетях.

Первый вопрос касался ситуации с коронавирусной инфекцией и мерами, предпринимаемыми администрацией Воронежа по снижению распространения заболеваемости.
- Я хотел бы обратиться сейчас ко всем, кто нас смотрит – берегите себя, берегите здоровье своих близких, родных, носите маски, пользуйтесь санитайзерами, держите по возможности социальную дистанцию. Коронавирус – вещь серьезная, он уже нанес достаточно большой урон, как экономике, так и здоровью наших граждан. К глубокому сожалению, мы находимся сейчас на пике роста заболеваемости - больше 200 человек в день. Надеюсь, что в ближайшее время мы этот пик пройдем и выйдем на плато. В больницах ситуация напряженная, медики работают напряженно. От каждого гражданина сегодня зависит, как мы сможем преодолеть эту беду. Только все вместе и только используя те средства, которые рекомендуют санитарные службы. Мы особое внимание уделили двум направлениям контроля – общественного транспорта, так как он является потенциальным очагом заражения граждан. Так же торговые объекты, которые посещают большое количество людей. Мы вынуждены были пойти на такие крайние меры, как штрафы. Достаточно весомая такая история, как для перевозчиков, так и для владельцев магазинов, торговых центров. В последнее время ситуация начала выравниваться. Сейчас все наши рейды, а мы их делаем каждый день, показывают, что люди стали прислушиваться, носят маски, стараются соблюдать дистанцию, - сказал Вадим Кстенин.
Следующим вопросом от пользователей социальных сетей стала работа ливневых канализаций.

Вадим Юрьевич ответил, что говорить о том, что ливневки находятся в аварийном состоянии нет оснований, вместе с тем надо учитывать, что в моменты залповых выбросов воды, необходимо время, чтобы вода ушла.
- Я достаточно давно живу в Воронеже и не слышал о том, чтобы существовала какая-то программа по развитию ливневой канализации. Происходит это по следующей причине – это чистые бюджетные вливания. Если есть сети тепловые или водопроводные, канализационные, то, когда наши строители строят какие-то объекты, микрорайоны и так далее, для развития там сетей есть такое понятие как тарифно-технологическое присоединение к сетям, т.е. застройщик, девелопер оплачивает определенные деньги за строительство сетей, плюс еще определенные суммы идут на развитие этих сетей, которые тариф тоже предусматривает. По ливневой канализации такого тарифа не существует, и мы сейчас задумываемся над тем, чтобы такой источник для реализации какой-то масштабной программы по ливневой канализации тоже существовал. Без установления индивидуального тарифа на технологическое присоединение к городским сетям ливневой канализации источников средств для ее развития практически нет. К сожалению, за многие годы никто эту проблему не решил. У нас есть сейчас такое начинание: мы закончили полную инвентаризацию всех сетей, нанесли всю ливневую канализацию на графические материалы, оцифровали, теперь делаем планы по локальным ремонтам ливневой канализации и, соответственно, я думаю, что мы в ближайшее время приступим к формированию специализированной муниципальной программы. Я часто общаюсь на уровне министерства строительства, и я буду поднимать вопрос о том, чтобы они, все-таки, задумались над этой тематикой, потому что она волнует любого мэра любого города. Нет источников для того, чтобы нормально заниматься ливневой канализацией. Но вместе с тем, все новые объекты, которые мы строим, будь то дороги, которых мы, кстати, много сейчас строим, будь то социальные объекты, мы везде во все проекты закладываем инженерные сети, ливневки и т.д. У нас практически ни один объект не идет без строительства ливневой канализации, без водоотводов, - рассказал глава Воронежа Вадим Кстенин.
Для справки: По поручению мэра Воронежа Вадима Кстенина впервые создано и укомплектовано людьми и новой спецтехникой муниципальное специализированное учреждение «Городская дорожная служба», которая выполняет, в том числе, задачу по содержанию сетей ливневой канализации.

Еще один вопрос, поступивший в ходе эфира, касался внедренной накануне, 20 октября, выделенной полосы для общественного транспорта на Северном мосту: автомобилисты призвали мэра признать её ошибкой, если она, хоть на минуту, увеличит время в пути на общественном транспорте.
- Всегда надо признавать свои ошибки, в том числе и публично, если ты их совершил. И они нередко случаются на самом деле: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Что касается вопроса… Что значит, хоть на минуту? Все будет зависеть от тех условий, которые складываются на данный момент в конкретной точке - если там произойдет авария, естественно, задержки возможны и не на минуту, а и на 10, и на 20 минут. Я поручил сейчас управлению транспорта (а у нас все автобусы, как вы знаете, оснащены системой ГЛОНАСС), собрать треки со всех маршрутных транспортных средств, которые по Северному мосту проходят за предыдущие периоды времени, до введения полосы. И будем собирать треки новые, после введения «выделенки». Сравним их, сделаем анализ и дадим полную выкладку - это будет не ситуативная оценка, а оценка, основанная на объективных данных, - подчеркнул Вадим Кстенин.
Напомним, что в рамках транспортной реформы планируется увеличить протяженность выделенных полос для общественного транспорта до 30 километров - это предусмотрено Комплексной схемой организации дорожного движения.

Для справки: Пилотная выделенная полоса для общественного транспорта внедрена на участке улицы Остужева (от Ленинского проспекта) и Северном мосту. Он выбран неслучайно: здесь минимум пересечений и выездов с прилегающих территорий. Таким образом воронежские автолюбители смогут привыкнуть к тому, что такой элемент организации дорожного движения в принципе появляется в Воронеже. На следующий год планируется рассмотреть вопрос организации еще на нескольких участках улично-дорожной сети города: Московский проспект, улица Плехановская, Чернавский и ВоГРЭСовский мосты.

В течение последних лет в связи с высочайшим уровнем автомобилизации и из-за дефицита пропускной способности городских улиц во всех крупных (и не очень) мегаполисах отдается приоритет общественному транспорту, поскольку он может перевезти наибольшее количество человек за наименьшее время (это происходит во всем мире).

Организация выделенных полос, во-первых, значительно увеличивает провозную способность улиц (не пропускает больше автомобилей, а именно позволяет провозить гораздо больше людей, поскольку один автобус занимает столько же места, сколько два автомобиля, но везет не 2-4 человека, а от 50 до 100 в зависимости от его вместимости), а, во-вторых, повышает привлекательность общественного транспорта (поскольку при выделенных полосах в ряде случаев на автобусах становится добираться быстрее, чем на личном авто).

В результате, увеличение количества участков с выделенными полосами по всему городу позволяет общественному транспорту полностью соблюдать расписание движения в течение всего дня, поскольку оно уже практически не зависит от заторовых явлений. Именно поэтому выделенные полосы помогают в перспективе разгрузить дороги.

Следующим вопросом стала тема общественного транспорта

Больше всего воронежцев интересовала тема общественного транспорта. В частности, один из вопросов касался реализации в городе транспортной реформы. «Почему вы приняли решение заниматься этой проблемой?» – поинтересовались у градоначальника.
- Мы были обязаны принять такое решение, потому что это является запросом нашего общества. Горожане крайне негативно относятся к состоянию общественного транспорта – и не только к самим автобусам, но и в целом к системе. Я считаю, что это абсолютно объективно. Эту систему нужно было начинать трансформировать, конечно, уже давно, но в любом случае мы к этой проблематике подошли. Тут нельзя взять сразу перевернуть все с "ног на голову". К сожалению, так не получится, потому что мы имеем некий замкнутый круг, который сейчас и стараемся разорвать. Он состоит в следующем. Стоимость проезда, если провести анализ, сегодня достаточно низкая по отношению к другим городам. Для того чтобы реализовать обновление общественного транспорта, надо вкладывать достаточно большие инвестиции. Они, соответственно, должны за счет чего-то окупаться. Но перевозчики имеют малый доход, соответственно, не вкладывают – круг замкнулся. Сегодня мы порвали этот круг – заключили уже один договор лизинга на приобретение 62 автобусов большого класса на газомоторном топливе. Это экологичные комфортные автобусы со всеми необходимыми устройствами для маломобильных граждан. В конце октября-начале ноября эти автобусы к нам поступят. После регистрации «Воронежпассажиртранс» выпустит их на линию. Это будет хороший шаг в сторону обновления подвижного состава,- рассказал Вадим Кстенин.
Он также добавил, что в Министерство транспорта РФ была подана еще одна заявка на дополнительную поставку автобусов уже в следующем году. Она будет осуществляться до конца первого квартала 2021 года. При этом автобус, который стоит на заводе более 12 млн. рублей, фактически по программе льготного лизинга, которая субсидируется государством из федерального бюджета, обойдется муниципалитету не многим более 8 млн. рублей с возможностью рассрочки лизинговых платежей на 5 лет. Их общая стоимость с учетом дополнительных расходов составит порядка 1, 5 млрд. рублей.
- Условия очень хорошие, правильные, которые позволяют приобретать автобусы в таких больших объемах. Хочу сказать, что Воронеж по количеству получаемых автобусов сегодня находится на первом месте у нас в стране именно по этой программе. Наши заявки были достаточно качественными – это отметили и в министерстве. Конкуренция огромная, все города хотят получить такой льготный лизинг, но фактически за две заявочные кампании порядка было отобрано только 10-12 городов. Воронеж, как я уже сказал, получает наибольшее количество автобусов по двум этим заявкам. Фактически к концу первого квартала 2021 года мы будем 120 новых автобусов, которые только с конвейера, иметь на линии в нашем городе. Это уже позволит сделать значительный шаг вперед по обновлению подвижного состава, увеличению класса этих автобусов, – отметил глава Воронежа.
Он также сообщил, что сегодня и частные перевозчики проводят переговоры с Государственной транспортной лизинговой компанией – на приобретение еще 20 единиц автобусов большого класса.
- На следующей неделе состоится комитет в рамках этой работы. Если Государственная лизинговая компания подтвердит заявку, то, соответственно, до конца года мы получим еще 20 больших автобусов для работы в городе, - поделился мэр.
Программа обновления городского пассажирского транспорта, которая реализуется в рамках транспортной реформы, рассчитана на три года (2020-2022 гг.). Она предполагает обновление более 950 автобусов. Всего перевозчиками в настоящий момент приобретено около 150 новых автобусов разной вместимости.

В частности, автобусами большого класса предполагается обслуживать магистральные маршруты с наиболее оживленным пассажиропотоком, малого класса – направления, где условия улично-дорожной сети не соответствуют требованиям для работы среднего и большого классов.

Кроме расширения автобусного парка, в Воронеже впервые за долгие годы не сократилось, а увеличилось количество троллейбусов – 15 единиц, прошедших капремонт, были бесплатно получены от мэрии Москвы и работают на линии.

Среди вопросов, поступивших от горожан в ходе прямого эфира часть касалась старта отопительного сезона.

Еще не все жилые дома подключены к теплоносителю, и у части горожан батареи по- прежнему холодные. Ведущий также задал вопрос о проблемах, с которыми город столкнулся при пуске тепла.
- Проблемы в ходе пуска тепла всегда однотипные. У нас достаточно изношенные трубопроводы, по которым подается тепло. Поэтому, для того чтобы выйти на нормальный режим, всегда уходит не менее 14 дней. Сначала тепло подается на все объекты социальной сферы, в многоквартирные дома, а потом «тепловики» выводят всё это на режим, дают нормальное давление, какое оно должно быть, - ответил мэр.
Вадим Кстенин также отметил, что и в этом году не обошлось без аварийных ситуаций. Вместе с тем он подчеркнул: 
 - Эти порывы соответствующим образом отрабатываются в тот же самый день. Если, конечно, это не очень серьезная проблема. Тогда на пару дней процесс может затянуться, - сказал Вадим Кстенин.
По его словам, регулировка продолжается, и в течение нескольких дней тепло должно быть подано в каждую квартиру. Мэр также сообщил, что в данный момент ведутся работы по устранению двух серьезных аварий, но максимум до ночи они должны быть ликвидированы.​

Состояние контейнерных мусорных площадок сегодня беспокоит многих горожан. Нередко их внешний вид уже сам по себе отталкивает. Когда же изменится ситуация? Такой вопрос задал ведущий главе города.
- Ситуация однозначно изменится в 21-м году, - констатировал Вадим Кстенин. И пояснил, что у людей появится возможность пользоваться современными, благоустроенными и комфортными контейнерными площадками, с возможностью раздельного сбора мусора. Но дальнейшее слово за горожанами. Насколько быстро они смогут перестроиться и разделять выбрасываемые отходы. Эта работа будет потеряна, если люди не примут систему и продолжат вываливать все в одном мешке, - пояснил мэр.
Далее, отвечая на вопрос, Вадим Кстенин рассказал о ходе мусорной реформы на территории города. По его словам, в этом году закупят новые контейнеры - на колесах и с крышками, которые будут эксплуатироваться на площадках Ленинского и Центрального районов. 
- Пока два района: потому что для того, чтобы такие контейнеры вывозить, нужна специальная техника, - сказал глава города. 
Дело в том, что для новых емкостей нужны автомобили с иным типом загрузки. И мусоровоз, который подходит для привычных мусорных баков, здесь не годится. 
- Мы сейчас закупаем контейнеров ровно столько, чтобы сегодняшними силами регионального оператора, который занимаются вывозом мусора в городе, мы могли успешно оперировать с евроконтейнерами, - сказал мэр. 
Далее приобретение новых контейнеров и переоборудование контейнерных площадок будет синхронизировано с возможностями регионального оператора по обновлению спецтехники для вывоза мусора. 

Параллельно в районах города будут обустроены цивилизованные мусорные контейнерные площадки: обновлены основания и ограждения, оборудованы подъездные пути. Одновременно с установкой евроконтейнеров площадки оборудуют еще и крышами.

В ходе эфира воронежцы пожаловались на проблему запаха с левобережных очистных сооружений.

Вадим Кстенин рассказал о том, какая работа в этом направлении ведется и когда она даст эффект.
- Запахи уменьшились по отношению к тем временам, когда был острый накал, потому что на левобережных очистных сооружениях был произведен ряд технологических операций. Это – ремонт части аэротенков, первичных отстойников и т.д. Откачивали старый ил, завозили с правобережных сооружений новый хороший, «приживали» его там, регулировали систему подачи кислорода. Много технологических работ там проводилось. Но самая главная работа, которая на сегодняшний день находится в завершающей стадии, это строительство цеха механического обезвоживания осадка. Неделю назад я посылал туда своих специалистов, чтобы они проконтролировали ход проведения этих работ. По информации недельной давности, заканчивается сборка всего необходимого оборудования в цехе механического обезвоживания осадка. Этот цех позволит обезвоживать осадок, который сегодня в жидком виде подается на иловые карты, где происходит гниение и появляются эти запахи, которые никакой химией оттуда не убираются. Из цеха обезвоживания осадка (у тех, кто занимается водой и канализацией обезвоженный осадок называется кеком) этот кек вывозится на полигон. Хотя его в дальнейшем тоже можно использовать в качестве удобрений, но это пока не до конца изученный вопрос. Мы в этом направлении тоже работаем, но это отдельная тема. До конца декабря цех механического обезвоживания осадка должен пройти все стадии пуска-наладки и, я надеюсь, что уже в начале следующего года он в полную мощность заработает. Это значительно позволит снизить остроту этой проблемы. Вместе с тем, там еще параллельно другой процесс происходит. У нас, вы знаете, есть концессионер в Воронеже – «РВК-Воронеж», который эксплуатирует муниципальные объекты водопроводного канализационного хозяйства. РВК уже полностью сделал реконструкцию правобережных очистных сооружений. Там, конечно, объемы вложений и сделанной работы впечатляют. Сейчас «РВК-Воронеж» проводят переговоры с собственниками левобережных очистных сооружений на предмет приобретения левобережных очистных сооружений компанией РВК. Там хорошие специалисты, они знают, что нужно делать, у них есть средства. Если эта сделка состоится в обозримом будущем, то, соответственно, будет разработана инвестиционная программа, и там будет продолжена реконструкция, и эту проблему мы снимем окончательно. Поэтому я очень надеюсь, что они договорятся и проведут эту сделку, - сообщил Вадим Юрьевич.
Ведущий зачитал вопрос, переданный одним из слушателей. Он интересовался, когда удастся решить проблему, связанную с канализационно-насосной станцией (КНС) на улице Шишкова: «Последние 4-5 лет здесь случаются регулярные аварии с периодичностью 1-2 раза в месяц с потоками нечистот на улице. Аварии устраняют, но ненадолго. Можно ли раз и навсегда решить эту проблему»?
- Эта проблема меня тоже сильно возмущает: постоянно люди жалуются на эти изливы, - согласился мэр. И отметил, что выходом из ситуации будет установка нового дробильного оборудования, которое справится с тем мусором, который попадает в канализацию. Соответствующее поручение я уже дал, и в течение нескольких месяцев ситуацию должны поправить, - заверил глава города. 
Он также пояснил, что сама по себе КНС в нормальном рабочем состоянии, но новое дробильное оборудование поставить необходимо, тогда и проблема будет решена.

Один из вопросов касался работы общественного транспорта в вечернее время. Отвечая на него, глава Воронежа также рассказал о системе брутто-контрактов.

В этом году с транспортными компаниями заключены контракты в новой редакции. Теперь у муниципалитета впервые появилась возможность штрафовать перевозчиков за нарушение условий контракта. В связи с этим воронежцев интересовал вопрос, когда изменится ситуация с работой общественного транспорта в вечернее время?
– Сказать однозначно, что завтра она изменится – наверное, это сказать неправду. Сегодня штраф за отсутствие в вечернее время транспортных средств на линии составляет одну тысячу рублей. Де-факто, по словам водителей, им проще заплатить эту тысячу рублей, чем гонять пустой автобус из-за одного-двух пассажиров, – поделился Вадим Кстенин.
За жесткие нарушения в 2020 году на перевозчиков уже наложено штрафов на общую сумму 1,5 млн руб.

Градоначальник сообщил, что ситуация изменится в ближайшие несколько лет. Изменится она, потому что станет другой вся система работы общественного транспорта.
– Мы в любом случае рано или поздно придем к так называемым брутто-контрактам. Это единственный цивилизованный путь добиться нормальной работы общественного транспорта, где бы то ни было, в том числе, и в Воронеже, – отметил Вадим Юрьевич.
Он пояснил, что при брутто-модели перевозчик находится на контракте с администрацией и получает денежные средства за километры пробега своего транспортного средства, независимо от количества перевезенных пассажиров. Таким образом, фактически муниципалитет частично субсидирует затраты перевозчика.
– Заказчик собирает деньги за проезд, потом оплачивает перевозчику ту транспортную работу, которую он проводит. По нашим скромным расчётам, если Воронеж будет переходить на брутто-контракты, то нам потребуется от одного млрд. рублей в год для оплаты разницы перевозчику, которая будет образовываться между собранными деньгами пассажиров и той транспортной работой, которую он проведет по километражу. Это очень большие для бюджета деньги. При этом, чем выше стоимость проезда, тем меньше, соответственно, субсидирование перевозчику. У нас стартовые условия очень нехорошие по отношению к другим городам. Другие города, возможно, будут меньше оплачивать перевозчику из бюджетов, потому что у них уже сегодня стоимость проезда выше. Это опять к вопросу замкнутого круга. Но мы в любом случае будем принимать такие решения, понимая источники финансирования этих брутто-контрактов. И вот когда мы перейдем на эту систему, перевозчики будут ездить ровно столько, сколько ему будут заказывать, потому что он будет получать за это деньги независимо от того, перевез он два пассажира, три или двадцать пять. Вот тогда будет порядок: перевозчики потеряют смысл заниматься «гонками» на дорогах за пассажиром. Они просто будут выполнять ту работу, которую им заказали – ездить из точки «А» в точку «Б» по расписанию, – рассказал глава Воронежа Вадим Кстенин.
Одна из тем, которая интересовала горожан - реконструкция путепровода на улице Ленина: их удивил проектный срок реконструкции - 18 месяцев. И многие спрашивали - возможно ли сокращение этого срока?
- Да, конечно, и мы, безусловно, ни о каких 18 месяцах даже не думаем, - ответил глава Воронежа.
Он подчеркнул, что сроки значительно удастся сократить, во-первых, за счёт внесения изменений в первоначальный проект, по которому мост будет после реконструкции однопролетным, а не двухпролетным, как сейчас, и тем самым сократятся работы в зоне железнодорожных путей. А, во-вторых, за счет того, что администрации удалось согласовать глухое технологическое окно на демонтаж сооружения с 1 по 6 ноября.
- 24 октября на путепроводе перекроют движение и до 1 ноября будут проводиться подготовительные работы, предшествующие демонтажу сооружения: срезание всех слоев асфальта, демонтаж трамвайных путей и перильного ограждения, разборка тротуарной части - то есть будут максимально облегчаться пролетные строения путепровода. Затем, с 1 по 6 ноября сооружение будет полностью демонтировано, и большое спасибо ОАО «РЖД», что пошли навстречу, поскольку это на самом деле достаточно беспрецедентная история, когда на 5 дней дают окна в системе железных дорог, - рассказал Вадим Юрьевич.
Мэр добавил, что с 6 ноября подрядная организация уже приступит к монтажу необходимых конструкций для последующего устройства балок. 
- Балок там 13, это не путепровод на улице 9 Января, где их было больше сотни. На Ленина мы планируем собрать сооружение до конца декабря текущего года. Дальше необходимо будет провести ряд работ по омоноличиванию, гидроизоляции. И если мы поймем, что у нас в январе хотя бы два дня хорошей погоды будет, постараемся заасфальтировать путепровод и открыть движение. Надеюсь, что за зиму будет хотя бы несколько дней теплых, чтобы мы эту работу сделали, - подчеркнул глава Воронежа. 
Он также пояснил, что любое инженерное сооружение - это очень сложный объект инженерное сооружение и при реконструкции «могут быть разные чудеса». 
- Мы когда строили технологическую эстакаду, на которую будут вынесены все коммуникации, погружали трубошпунты в землю и каждый раз на разной глубине бур останавливался и просто дальше не шел, при чем глубина совершенно разная и под разными сваями. Пришлось применять технологическое решение из-за этого. Но эти сложности мы уже преодолели и с 24 до 25 октября балки будут смонтированы на эту эстакаду, - подытожил мэр.