Главная задача приемной семьи – обеспечить условия для позитивного развития и самоощущения ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями

15.04.2011
Дети из асоциальных семей и дети, долгое время прожившие в государственных учреждениях, имеют некоторые особенности в уровне физического здоровья, неврологического статуса, эмоционального развития. Подобрать каждому ребенку ту семью, которая лучше всего справится с воспитанием  и социальной адаптацией – важнейшая задача. «Подходящая семья - подходящему ребенку».

Вхождение ребенка в приемную семью можно охарактеризовать как процесс формирования психологической и эмоциональной защищенности, которая может возникнуть у ребенка только в условиях «достаточности» проявляемой заботы. 
Процесс адаптации всегда процесс двухсторонний: приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. Адаптируется не только ребенок, но и каждый член семьи.

Примерно через месяц,  как у ребенка, так и  у семьи наступает первый кризис: связь с прошлым окружением еще сохраняется, связь с настоящим еще не сформировалось, приспособление  к среде требует больших усилий с обеих сторон и возникает «установочный конфликт». Такая ситуация может возникнуть в семье даже с рождением биологического ребенка. Не поддавайтесь панике и эмоциям, не думайте, что ничего не получается. Необходимо взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, нельзя даже думать, что не получится – верну ребенка, а тем более говорить ребенку о возврате в интернат. Наступает момент, когда семья входит в стабильное состояние. Это время от полугода до года. Главное изменение, которое происходит с ребенком - это переход от состояния «детдомовский» к осознанию и ощущению себя членом семьи. 

Главная проблема при создании замещающих семей – формирование привязанности и позитивного отношения к приемным  родителям. Непросто сформировать привязанность: нужно поддерживать любые отношения, вместе переживать трудности, замечать малейшие положительные тенденции, одним словом,  нужно жить рядом с ребенком и принять его таким как  есть, развивая лучшие его задатки.

Если поведение ребенка не соответствует Вашим ожиданиям – вспомните о том, что пред Вами не вышедший из-под контроля робот, а человек - самостоятельная и целостная индивидуальность,  и что он не обязан быть таким, как нравится Вам.
Замещающая семья должна считаться с прошлым ребенка, уважать его родственные связи. Нельзя научить любить и уважать настоящее,  не любя и не уважая прошлого. Осознание прошлого лучше позволит ребенку разобраться в настоящем и более спокойно стремиться к будущему.

Отдел опеки и попечительства
управы Левобережного района 
городского округа город Воронеж